АУЦ

Эшелоны

Введение

RVSM - Reduced Vertical Separation Minimum, Система сокращённого минимума вертикального эшелонирования

Чтобы высоты ВС (воздушных судов) не совпадали с высотами ВС, летящих в противоположном направлении, пилоты перед полетом выбирают эшелон согласно направлению полета, техническим характеристикам ВС, погодным условиям и т.д. Это называется полукруглой системой эшелонов.

ВС которые летят в более-менее подобных направлениях выбирают подобные эшелоны, противоположные направления выбирают другие эшелоны, это позволяет обезопасить ВС от столкновения в «лоб».

Если полет выполняется на высоте около 3000 футов (914 м) и под контролем диспетчера, можно лететь в любом направлении.

Выше 3000 футов (914 м), необходимо выбрать эшелон согласно полету (ППП или ПВП).

Не забудьте узнать в каком воздушном пространстве Вы полетите, RVSM или Non-RVSM.

Проверьте какие правила эшелонирования использует страна, в которой Вы собираетесь лететь.


1. Стандартная Восток-Запад полукруглая система эшелонов.

Алгоритм выбора эшелона:

  1. Определите магнитное направление
  2. Определитесь, в какой системе Вы полетите (RVSM или Non-RVSM)
  3. Выбираете эшелон
  4. Замечание: эшелоны(FL) полетов ППП всегда заканчиваются на «0»( FL40, FL 50, FL 60), а эшелоны ПВП заканчиваются на «5»( FL45, FL 55, FL 65).
  5. Не забудьте заполнить выбранный эшелон в плане полета

Разделение эшелонов

В прошлый век альтиметры (приборы измерения высоты) были не достаточно точны выше 29000 футов (8 839,20 м).

Но с введением эшелонов, появилось обязательное разграничение между эшелонами до 29000 футов (8 840 м) в 1000футов (300 м) и выше 29000 футов (8 840 м) в 2000 футов (610 м).

Со временем альтиметры улучшились и появилась система RVSM (Reduced Vertical Separation Minima – что в переводе значит сокращенные минимумы вертикального эшелонирования ), которое убрало разграничение высоты в 2000 футов выше эшелона 29000 фт (610 м) и привело к созданию дополнительных 6-ти ступень высоты между FL 290 и FL 410(эшелоны 29000 футов (8 840 м) и 41000 футов (12 497 м)), благодаря этому уменьшились затраты топлива и задержек в полете.

Перед полетом проверьте, использует ли страна систему RVSM.

Страны использующие RVSM приведены ниже на графике:

Воздушное пространство Евпропы, использующее RVSM:

1.1 RVSM и MNPS

В RVSM  вертикальное разделение 1000 футов (305 м) сохраняется до FL410. Выше FL 410 используются только нечетные эшелоны, чтобы гарантировать, что вертикальное расстояние между самолетом будет всегда составлять 2000 футов (610 м).

Выполнять рейсы в системе RVSM могут только те ВС, которые выполняют требования MNPS (минимальные технические и навигационные требования). Если ВС не удовлетворяют этим требования, то они должны лететь ниже 29000 футов (8 840 м) или выше 41000 футов (12 497 м)

Указать какие технические и навигационные характеристики имеет Ваше ВС вы можете в полетном плане в графе 10 (подробнее здесь )

Также виртуальные диспетчеры должны проверить, в какой системе они осуществляют контроль, если в RVSM, то обязательно включить режим «RVSM» в настройках IvAc

Распределение эшелонов

Эшелоны используются выше высоты перехода. Проверьте высоту перехода в аэропорту.

Запомните правило! До 41000 футов (12 497 м) двигаясь на восток выбираем НЕЧЕТНЫЕ эшелоны, если двигаемся на запад выбираем ЧЕТНЫЕ.

Минимальные интервал должен составлять 1000футов (300 м).

Примеры:

Направление магнитное (000º - 179º) восток – эшелоны НЕЧЕТНЫЕ FL: 70, 90, 110, 130, 150...... 250, 270, 290, 310.... 370, 390, 410

Направление магнитное (180º - 359º) запад – эшелоны ЧЕТНЫЕ FL: 80, 100, 120, 140...... 240, 260, 280, 300... 360, 380, 400.

Если полет выполняем выше 41000 футов (12 497 м), то интервал идет уже не 1000 футов (305 м), а 2000 футов (610 м) и эшелоны только НЕЧЕТНЫЕ, выбрать FL 420 мы НЕ можем.

Примеры:

Направление магнитное (000º - 179º) восток – эшелоны FL: 450, 490, 530, 570....

Направление магнитное (180º - 359º) запад – эшелоны FL: 430, 470, 510, 550...

Таблица для полетов ППП в системе RVSM (и ПВП под контролем диспетчера)

Таблица для полетов ПВП в системе RVSM

Замечание: полет ПВП нельзя совершать выше FL 200, если иное не разрешено локальными правилами.

1.2 Non-RVSM (ICAO)

В Non-RVSM(ICAO) используется разделение высот между эшелонами по 1000 футов (305 м) до FL 290 и после только нечетные, чтобы гарантировать расстояние между ВС 2000 футов (610 м)

Итак ниже FL 290 разделение между эшелонами 1000 футов (305 м)

Примеры:

Направление магнитное (000º - 179º) восток – эшелоны НЕЧЕТНЫЕ FL: 70, 90, 110, 130, 150...... 250, 270, 290

Направление магнитное (180º - 359º) запад – эшелоны ЧЕТНЫЕ FL: 80, 100, 120, 140...... 240, 260, 280

Выше FL 290 расстояние между эшелонами 2000 футов (610 м) и все НЕЧЕТНЫЕ

Примеры:

Направление магнитное (000º - 179º) восток – эшелоны FL: 290, 330, 370, 410, 450

Направление магнитное (180º - 359º) запад – эшелоны FL: 310, 350, 390, 430

Таблица для полетов ППП Non-RVSM (и ПВП под контролем диспетчера)

Таблица для полетов ПВП Non-RVSM

Замечание: полет ПВП нельзя совершать выше FL 200, если не разрешено правилами дивизиона

  1. 1. Север-Юг полукруглая система эшелонов

В некоторых странах может быть другая система эшелонирования. Если не обозначено какая именно, по стандарту используется Восток-Запад, однако если отличная от стандарта, Вы будете проинформированы, какой эшелон занимать, и какую систему использовать.

Например во Франции, Испании, Португалии и Италии используются нечетные эшелоны в направлениях от 090° до 269° и четные в направлениях от 270° до 089° (на французских картах, небольшая стрелка, примененная рядом с названиями воздушных трасс, показывает путь для НЕЧЕТНЫХ эшелонов). Это тоже полукруглая система эшелонирования, но уже между севером и югом.

Как и было сказано выше, до FL 410 используется разделение между эшелонами 1000 футов (305 м), выше только нечетные, то есть разделение 2000 футов (610 м), здесь тоже самое. Так же на эшелонах от FL 290 до FL 410 могут летать только самолеты с MNPS(что это такое смотрите выше), но у нас симулятор, поэтому предполагается, что все авиалайнеры которые летают выше FL 290, соответствуют ограничениям и доступны к полетам на этих высотах.

Для диспетчеров, чтобы работать в системе Север-Юг, необходимо включить данную опцию в настройках IvAc

Итог:

Двигаемся на север – четные эшелоны, двигаемся на юг – нечетные

Примеры:

Направление магнитное (180º - 359º) север – эшелоны НЕЧЕТНЫЕ FL: 70, 90, 110, 130, 150...... 250, 270, 290

Направление магнитное (000º - 179º) юг – эшелоны ЧЕТНЫЕ FL: 80, 100, 120, 140...... 240, 260, 280

Выше FL 410 только нечетные, гарантируется расстояние между эшелонами 2000 футов (610 м).

Примеры:

Направление магнитное (180º - 359º) север – эшелоны FL: 430, 470, 510, 550

Направление магнитное (000º - 179º) юг – эшелоны FL: 450, 490, 530, 570

Таблица эшелонирования Север-Юг системы RVSM для ППП полетов(и ПВП под контролем диспетчера)

Таблица эшелонирования Север-Юг системы RVSM для ПВП полетов

Замечание: полет ПВП нельзя совершать выше FL 200, если не разрешено правилами дивизиона

Из системы Восток-Запад в Север-Юг

Разница между системой эшелонирования Восток-Запад и Север-Юг.

Например Вы летите в направлении 220º системы В-З(Восток-Запад), выбираете эшелоны FL 320, FL 340 или FL 360, но если вы полетите в системе С-Ю(Север-Юг) то уже будете выбирать эшелоны FL 330, FL 350 или FL 370.

Теперь другой вариант.

Вы собираетесь лететь курсом 060º, который противоположен 220º, и Вы не используете систему С-Ю, то должны выбирать эшелоны например FL 330, FL 350 или FL 370, согласно правилам сказанным выше.

Небольшая подсказка по эшелонам RVSM(EVEN – четные, ODD – нечетные)

 

1. Воздушное пространство RVSM Transition (переходный) из и в Non-RVSM

Можно заметить, если лететь на эшелонах (к примеру 310, 350 и 390) в RVSM Вы полетите в одном направлении, если это будет система Non-RVSM, Вы уже полетите в противоположном направлении, так вот RVSM Transition – это то воздушное пространство, где осуществляется переход от RVSM к Non-RVSM и наоборот, причем по правилам, чтобы избежать столкновения!

  • Стандартная полукруглая система Восток-Запад

Ниже приведена таблица где можно увидеть, как правильно осуществлять переход.

Важный факт! Если Вы не правильно будете применять RVSM Transition, можете увидеть на своем эшелоне ВС с противоположным движением, что очень опасно!

  • Полукруглая система Север-Юг

Есть много стран, у которых есть серьезные основания применять полукруглую систему С-Ю. В Европе эти страны - Франция, Италия, Испания и Португалия.

 

Подробнее про систему эшелонирования Север-Юг написано выше.

Ниже таблица в которой показано как осуществлять переход

Можно отметить, что система Север-Юг была сделана из RVSM перевернутой на 90º.

Эшелонирование в Российской Федерации

В России, как и в странах СНГ, c 17 ноября 2011 года применяется футовая система эшелонирования, с возможностью запроса метров. Важной особенностью является отсчет курса по истинному (географическому) путевому углу. Ниже эшелона перехода - метры

Эшелонирование осуществляется по полукруговой схеме следующим образом.

В воздушном пространстве Российской Федерации устанавливаются следующие минимальные интервалы вертикального эшелонирования при полетах воздушных судов по правилам полетов по приборам:

а) 300 м - до эшелона полета 12500 м (эшелона полета 410);
б) 600 м - выше эшелона полета 12500 м (эшелона полета 410).".

Эшелонирование в Китае

В Китае долгое время была принята система метрического эшелонирования, которая, однако, отличалась от российской. С 2007 года действует система RVSM, также метрическая.

Система полукруговая, отчет осуществляется от 0° и 180° истинного путевого угла. Схема эшелонирования приведена в таблице. На эшелонах с 8900 по 12500 сокращенный минимум эшелонирования составляет 300 метров, выше — 500 метров.